творчество     хроника     рефлексия     фото     форум     гостевая
 

Интервью с Гретой, взятое Теоной в мае 2004

Бывает, что-то не клеится, плохо выходит, и в то же время чувствуешь что-то хорошее. Вспомнишь и поймёшь: это весна. Могу назвать даже чёткий порядковый: был май в призывной готовности.

Передо мной сидели двое и играли музыку. Под музыку подумалось непроизвольно вот о чём:

1) Всем научились пользоваться люди, только не свободой. Может быть, бороться с нуждой и крайней необходимостью гораздо легче, чем с данной категорией. В нужде люди закаляются и живут мечтой о свободе. Но вот приходит она, и люди не знают, что с ней делать.

2) Стадо действительно бежит либо в пропасть, либо на мясокомбинат. Тогда какую цену платят за выход из круга? И является ли индивидуализм подчёркнутой слабостью?

3) Единственная достойная удивления сила на земле всё же любовь.
Квартирный концерт в Москве оказался моим вторым знакомством с этими людьми (до этого был чахоточный сюжет "Намедни"), но первым контактом с их музыкой, впечатления от которой изложены выше.

Они - это питерская группа "Голландия", состоящая из двух девушек: Грета (гитара, вокал, тексты, музыка) и Little (флейта).
Странно, но необходимость поговорить возникла ещё далеко до квартирника.


- Какие впечатления от квартирника?

Замечательные впечатления. Каждый раз в Москву приезжаем и каждый раз не жалеем об этом. Доехать сюда - это такой подвиг для нас, что если бы всё проходило обычно, то, может быть, это того и не стоило бы. Но Москва каждый раз разная. Этот квартирник, пожалуй, лучший из всех.

- Который раз уже в столице?

Третий. Соответственно, это наш третий квартирный концерт в Москве.

- А какая амплитуда по годам между квартирниками?

По годам??? Буквально 11 мая нам только год и исполнился! Прошлой весной нас пригласили поиграть на разогреве у Светланы Сургановой в Гатчине полчасика. Это и было наше первое совместное выступление: 11мая 2003 года. До этого мы с Little успели сыграть только на "Золотой Капели" одну песню. Если всё же говорить об амплитуде, то один квартирник был летом, в конце июня, а второй - 7 ноября. Тогда я играла одна, так как Little подхватила ангину и не смогла приехать. Да и сама я была с бронхитом. Мы же как всегда. Но посидели душевно, народу, вроде бы, понравилось.

- Какая разница между тремя квартирниками?

Первый концерт стоил мне таких нервов! Это было вообще моё второе сольное выступление в жизни. Меня мандражит всегда перед концертом, а уж перед первыми двумя зубами стучала так, что об этом вспоминать не хочу. Когда я выхожу к людям, всё меняется немножко. Всё само собой приходит в норму.

-Теперь о самой группе: как всё начиналось, кто вдохновил?

Начиналось по-разному. У меня - в 16 лет с бед и Курта Кобейна. Потом был перерыв (тоже на разные беды), а после пошли уже настоящие песни. Первая из таких - "Далеко", написанная весной 2001 года. Как раз тогда Снайперский "Рубеж" грянул, но дошло до меня по-настоящему лишь к осени, 26 октября. Вот это был концерт! Окатило, можно сказать. И практически сразу стало, "на ком" учиться играть. На чем - на гитаре, на ком - на Ночных Снайперах. Ну вот слушаю я, к примеру, Led Zeppelin. И что? Это же небоскребы… Если ты себя хоть чуточку слышишь, то понимаешь, что у тебя и шанса нет. А тут - свои, живые, родные. Вот и записи есть диктофонные чуть ли не с 93-его, и все партии снять можно, и на два голоса поётся. А хором? А люди? Как мы пели хором "Я раскрашивал небо", так в церкви псалмы не поют. И все остальное - "Юнкерскую, "Холмы", "Перцовую осень". "Уп-тау-ду" ("Ямайку" орали в конце тоже хором). И все параллельно делали что-то свое. Хором и на сцену пошли. Кто-то там и остался. Не знаю, как в Москве, а в Питере есть фестивали авторской песни. Автор? Пожалуйста! Вот сцена: "ТОПОС", "Эхо" и все остальное. Есть клуб "ТриЭль" и Елена Иноземцева: она тоже любит творчество юных. Потом есть в Питере такой человек Фанни. И у нее все снайперские записи, фотографии и люди в городе. Там нас с Little и познакомили. Она сразу сыграла соло к моей песне - вот и затакт. У нее уже было и музыкальное образование, и опыт выступлений. И сейчас Little как музыкант очень востребована, то есть, ее история "нами" не ограничивается. Да и не как музыкант она самовыражается на полную катушку: например, выиграла на конкурсе фотографии, второе высшее образование. В общем, энерджайзер. Мы (если громко) - союз творческих людей, основанный на взаимоуважении. Вроде и разные совершенно. Так что все, что говорю, я говорю от себя. Если спросить об этом Little, она, наверное, другое расскажет. Сложить - вот это и будем мы. Гатчина - вот, пожалуй, реальное начало, без затактов. Там мы, конечно, дали… Я сейчас слушаю записи того концерта и думаю: "Боже мой! Это же просто невыносимо". Особенно был такой момент, когда на "Блюзе" зал начал хлопать. Один из лучших моментов в моей жизни. Но что мы тогда гнали - о-о-о… С тех пор так и гоним, под аплодисменты. Я так разложила все по вехам, можно и по другим запросто разложить. Ты говоришь - "группа". Наверное, и нужно так говорить. Внешне мы, конечно, дуэт. А по сути - группа. Есть еще Ангел (наш директор/дизайнер/заведующая рассылкой/мама-папа всех поклонников/и все остальное, что придется), звукорежиссер, люди, которые помогают устраивать концерты и квартирники, фотографы - в общем, империя. Я имена не называю потому, что их так много, что обязательно кого-нибудь пропустишь. Наши поклонники - активные творческие люди. Зачастую активнее, чем мы. Вот и в Москву кто нас вытащил? Ангел обеспечивает взаимодействие, наша часть идейная да музыкальная.


- Как у тебя обстоят дела с музыкальным образованием?

У меня его нет совсем. Я самоучка, теорией занималась сама. А практика - берёшь три аккорда - и можешь сочинять. Если говорить об оформлении песен, то это мы уже с Little на языке жестов как-то объясняемся. Она меня понимает.

-У меня сложилось впечатление, что ты с гитарой в очень интимных отношениях.

Нет! У меня нет такого ощущения! В Москве хорошо выступать, потому что никто не знает, как надо, и никто лажу не слышит. У нас с Little своё мнение о том, как мы играем. Это не самокритика, это правда. По крайней мере, с ритмом у меня проблемы. К тому же дома не сижу и не пою сама себе свои песни, это безумно скучно. Если я и делаю что-то, так это сочиняю новые. В последнее время меньше почему-то, но тоже есть. Поэтому для того, чтобы вспомнить все песни, надо сидеть два дня как минимум и репетировать. В этот раз получилось повторить немножко. А так - работа, учеба, личная жизнь, дом, еще до кучи всего. Это у меня. У Little, наверное, всё то же. Но в пять раз больше.

-Музыка - это основное занятие или скорее просто для души при наличии любимой профессии?

У меня, на самом деле, с этим совсем плохо, потому что пытаюсь усидеть одним задом на двух стульях. Я учусь в СПбГУ на философском. Туда поступала 7 раз. И не зря. Это не для "корочек". Я не знаю, какое из занятий для меня является основным. Вот сейчас говорю, и кажется мне, что музыка - главное. Когда сижу на факультете, думаю: "Чем это я занимаюсь? Я должна читать Гуссерля и всё такое". Получается, и не туда, и не туда. Мне кажется, что и тут плохо, и там плохо (смеётся). Моим преподавателям, моим поклонникам и критикам не кажется. Я не знаю, получится ли успешно совмещать, но я намерена как минимум закончить университет. Музыка, конечно, сильно отвлекает. У нас на факультете преподает человек, у которого своя группа. Как? Я не знаю. Два любимых дела! И каждое одновременно и профессия, и для души. Это идеал, наверное. Если всё достигается на избытке сил или за счет остальной жизни, то идеал для меня не осуществится. Если нет, то… посмотрим.

-Если всё начиналось со "Снайперов", не боишься ли ты сравнений, и были ли уже попытки сравнить?

Я не боюсь сравнений. Конечно, они были, есть и будут. Мы очень легко начали, потом будем за это расплачиваться. Разумеется, у нас вся первоначальная публика не унаследована, но… я никогда не была без слушателей. Буквально с самого первого выступления пришли люди: огроменной толпой. Откуда узнали - непонятно. И они меня сотворили… Кажется, так просто сказать человеку: "Ты не говори, ты пой". А если он плохо поет; если он не на сцене, а сидит рядом; если ты его в первый раз видишь и поет он свое, никому не знакомое, а потому не интересное - как услышать? Услышали и попросили еще. Ради этого стоит дописывать песни. И жить тоже стоит. Мы все были поклонниками Ночных Снайперов, не одна я на них играть училась. Эти люди ушли в разное, включая и самих Снайперов: разная музыка, совсем разные люди на концерты стали приходить. Это видно. В плане музыки они мне, конечно, очень много дали, особенно Сурганова. О результате можно будет говорить потом. Но не сейчас. Я не знаю, как это звучит… Это одинаково звучит?


-Нет, абсолютно по-разному! Я просто спрашиваю про твоё отношение к этому.

Спокойное, совершенно спокойное. У всех нас корни. Мы все из них растем в свои какие-то стороны. А в корнях у меня не только Снайперы.

-Если говорить о Диане Арбениной и Светлане Сургановой, творчество СС тебе ближе?

Нет, я не могу сказать, что творчество ближе. Вообще, что значит ближе? Мне ближе единство, а сама я на разрыве. К кому стремишься, на кого похож… Все сложнее гораздо, чем "ближе", и я сейчас говорю не о реальных людях Диане Арбениной и Светлане Сургановой, а о своих внутренних объектах. Ранняя ДА мне ближе, хотя у Светы такие шедевры есть... Она глубиной берет, а Диана - силой. Как музыкант - однозначно Света. Она мудрый человек, поэтому окружает себя талантливыми людьми и умеет как-то с ними справляться, чтоб они не везли воз в разные стороны. Есть композитор, а есть музыкант. И если композитор - это от Бога, то музыкант - это от вкуса. Если меня когда-нибудь, исходя из таких критериев, сравнят со Светланой Яковлевной, я похлопаю себе. Это хорошее сравнение.

- У тебя достаточно много песен посвящено Светлане Сургановой.

Ну что значит "много"? Это же еще наглость нужно иметь - посвятить. Просто есть внутренние объекты, я уже говорила об этом. Нет-нет, и выплывают они в текстах. Потому кажется, что много.

-Если говорить об объёме материала, которым ты располагаешь на сегодняшний день, каков он?

Честно говоря, я количество уже не отражаю. Песен 60 есть, которые я могу спеть. Из них, соответственно, людям нравятся 50. Это огромный процент. Штук 20 валяются в никаком состоянии. Есть и те, что написаны в 16 лет. В общей сложности, 80 , наверное. Но какую-то часть я не пою и не буду петь, потому что с них все начиналось, и там нет ни текстов, ни музыки, а только голое неоформленное желание. К нему еще, как ни занудно это звучит, должна приложиться работа. Так что с неба ничего не валится. За редким исключением *вспомнила она "Вне"*.

-Вы не планируете расширяться, вводить какие-то другие инструменты?

Сложно пока говорить. Ты же не инструмент в группу берешь, а человека. Пока справиться бы с тем, что есть. Мы встречаемся, что-то делаем, потому что надо постоянно двигаться дальше. А выводить всё на взрослый уровень… Все очень хотят, чтобы мы вышли на этот самый взрослый уровень. Но они не понимают, что тогда не будет ни квартирников, ни всей этой атмосферы, а будут только бешеные деньги (не у нас, а которые будут делать на нас), и я потеряю смысл. Всё это будет гадко. Мы это успеем сделать, а пока нам всего год, и очень хочется находиться в младенческом состоянии.

-Ты опасаешься славы и всех тех последствий, которые она повлечёт за собой: много денег, много людей?

Большого количества людей я, пожалуй, опасаюсь. Мизантроп.

- То есть, ты бы этого не хотела?

Да. Я еще не хочу ездить и т.д. На самом деле, по складу психологическому я философ: сидит человек у себя в комнате, читает книжки, ему хорошо. А музыкант только тогда, когда я на сцене. Всё остальное время… Обычно музыканты такие: души нараспашку, обожают ездить, общаться, знакомиться. Экстраверты. Это не про меня. Я вообще боюсь того, что будет дальше. И не хотелось бы, чтобы это случилось рано, до любой ноши нужно все-таки дорасти, чтобы она тебя не раздавила. Если прямо сейчас появится какой-то дяденька-продюсер, то получится, как с Юлей Чичериной - вот дикая история. Я этого опасаюсь, и этого не будет. Слава Богу, я в состоянии сказать НЕТ иногда.

- Скажи честно: какая была реакция на сюжет "Намедни"?

Честно? Мы обрадовались до ужаса, потому что я несла во время интервью ТАКОЕ! Там был очень профессиональный мальчик (прим. авт. Андрей Лошак, спецкорреспондент НТВ). Во-первых, он задавал вопросы без перерыва: ни секунды, чтобы подумать. Потом он говорит, говорит, и ты вроде бы расслабился и - Бац! Он спрашивает: "А вы с Little вместе?" Вроде бы, нормальный человек на вид. У меня челюсть падает, я же тормоз, философ (смеётся). Они сначала долго формулируют, потом говорят. Вообще лучше писать. Тогда действительно получается то, что думаешь, а не то, что получается. Я смотрю на Little, она отвечает: "Нет. Мы не вместе". Коротко и ясно, на хорошем русском языке. Он этого не понял! Человеку нужно было сказать то, что ему заказали. У него есть линия, и он её гнёт. И если ты хочешь сообщить что-то своё, то это практически невозможно, так как беседу все равно направляет он. Ты в его смысловом поле. Например, тебя спрашивают, перестал ли ты избивать жену по вечерам. Альтернатива здесь - "перестал"/ "не перестал". Допустим, ты быстро соображаешь. Ты отвечаешь "Я не избивал никогда" или еще лучше "У меня нет жены". Но все равно избиение жены теперь к тебе каким-то образом относится. И сделал это человек, сидящий напротив. Так и тут. Намолола я там - ВО! АЛЛИЛУЯ, что этого ничего не вставили. Наверное, по звуку было плохое качество: мы сидели в гримёрке, постоянно доносились посторонние шумы. Может быть, моё косноязычие ему не понравилось. Зато Little прекрасно умеет разговаривать. А реакция… Мы уехали с Ангелом из своих домов, я предупредила родителей и скрылась подальше от гнева. Была эйфория полная! Мы смеялись, чуть ли не прыгали: насколько все могло быть хуже, чем вышло. Показали, конечно, кусок выступления, где я умудрилась дважды лажануться, но это было незаметно. Прекрасные мальчики! Наутро уже все по-другому виделось. Вот он, метод: наснимать 100 км пленки и показать потом то, что подходит под изначальную концепцию, этакую мужскую, между клубничкой и "это несерьезно". А то, что они с нами сделали, поженив нас с Little и выставив в конкретном свете… Я уже высказалась по этому поводу. Причём мы им 10 раз повторили, что мы не Тату и не собираемся делать ориентацию фишкой. Если у меня такие тексты, что я могу с ними сделать? Это мой способ высказывания. Не хочешь - не слушай. Но получается, что все наши разговоры о том, что мы себя не позиционируем, идут в никуда. Это тоже беспокоит. Мы не Butch, не Тату. И не собираемся ими становиться. Те люди, которые с нами, в каких-либо объяснениях не нуждаются. Разные люди приходят, разные остаются. А дальше? Я не знаю, что за зверь такой - обыватель, но я посмотрела этот сюжет и поняла: можно как-то увидеть ситуацию более-менее адекватно, если есть такая цель. Если таковой не имеется, то проще всего поддержать удобный миф. А обыватель - это тот, кто поверит. Если что-то пойдёт на ТВ, в глубинку, будет такое же отторжение, которое у некоторых вызвали Тату. Но даже они не провоцируют на какую-ту серьёзную реакцию, потому что это игра: девочки на ней делают деньги, и мужчины понимают, им спокойно. А тут мир не вертится вокруг них. Ну как это может вызвать симпатию? В общем, унесло меня от музыки, а зря. Вот она - реакция на "Намедни". Точнее, урок. Нужно поменьше распространяться на эту тему, а то так и останемся в народном сознании темой. А мы и шире, и глубже, что тоже естественно. Но только "тоже", а никак не "в первую очередь". В первую очередь, мы музыканты.

-У вас много знакомых, питерских ребят, которые делают то же, что и вы?

На самом деле, нет. Мы же играем только год и сидим в основном в "Триэле" и там, куда позовут, а в основном зовут нас барды. Я считаю, что мы ещё не доросли, чтобы играть в серьёзных клубах. Соответственно, мы туда и не идём. Конечно, уже появляются какие-то знакомые музыканты, с кем-то играли: Татьяна Пучко, ваша, московская. Потом со "Ступенями". Я в последнее время общаюсь с "Розенкранцем и Гильденстерном". Вот, пожалуй, и все. В Питере огромное количество самородков - те, с кем мы начинали, но кто оказался, может быть, в меньшей степени замороченным на музыке. Их всех просто не вытащить в Москву. Это неизвестные люди, и выступают они в "Триэле". Или известные в узкому кругу.

-Чего бы самой хотелось от занятий музыкой?

Немножко научиться играть. Пожалуй, что этого бы хотелось. Не хочется делать запись, но надо. Придётся. На самом деле, хотелось бы два года ещё побыть в невинности. Может быть, мы такую музыку пишем, что она звучит хорошо, поэтому нас постоянно куда-то зовут. Не знаю, удастся ли сохранить невинность. Вот чего серьёзно бы хотелось, так это сидеть в Петербурге, учиться играть по-тихому, изредка выбираться в Москву, может быть. Мне абсолютно не хочется самолётов, гонораров, каких-то людей, всей этой истерии, всего этого поверхностного. Хочется играть у себя дома и здесь и делать какие-то маленькие, но хорошие концерты, разные каждый раз. Лучше так, чтобы было общение с публикой. То, что дальше, - это движение вширь. Такой период у большинства наступает, когда вглубь уже некуда или нищета достала. Но всему свое время. И с популярностью то же самое: слишком рано - плохо, слишком поздно - совсем плохо. Это такой довесочек к музыке, который привлекателен только тогда, когда его со стороны наблюдаешь. Кажется, что это круто, и ты это должен заслужить, а потом оказывается, что это тяжко и ты просто должен был оказаться готовым. Довесочка не хочется, точнее, того, что есть, хватает, а хочется музыки. И люди сейчас такие рядом - солнышки. Хочется уметь многое, чтобы многое им давать. Так много хочется, что ну просто неприлично даже. А если по минимуму - занятия музыкой для души и не только своей. Наверное, это формулируется так.


Ассоциации Греты:


ЛЮБОВЬ: Я не знаю, как это объяснить. В голове возник образ. Да вот сидит рядом (улыбается). Ангел.
НИ ЗА ЧТО НА СВЕТЕ: (долго думает) Да нет такого, наверное.
В ОМУТ С ГОЛОВОЙ: Прыгнуть.
ПОМЕНЯЛА БЫ МЕСТАМИ: Времена.
НЕНАВИЖУ: По утрам вставать, наверное.
РАДОСТЬ: Газон. Ну что я могу сделать? (смеётся) Травка, весна…
УПРАЗДНИЛА БЫ: Патриархат.
ОБХОЖУ СТОРОНОЙ: Идиотов.
ХОЧУ: Быть.
РОМАНТИКА: Свечи.
Я НЕ ВЕРЮ: Я, как религиовед, не верю в безверие, атеистов. А ещё не верю я в то, что в человеке абсолютно всё благо или зло приобретено, огромная часть нас в нас врожденная, как бы это ни было несправедливо.
СЛИШКОМ МАЛО: Времени.
СЛИШКОМ МНОГО: Людей.
БЫЛА, ЕСТЬ И БУДУ: Правда.
ДЕНЬГИ: Ну… нужны иногда.
КОНЕЦ СВЕТА: Наступит не при нас.
ВОЗРАСТ: 17 лет
ДЕТСТВО: Чёрно-белая фотография. Очень светлая, очень темная - контрастная.
Я БОЮСЬ: Чрезмерности.
БОЛЬНО: Грета: Часто.
Комментарии хороших людей, сидящих рядом: "Не только в первый" (с)
Я ТАКОЙ: Не как все.


текст и фото: Теона
photodesign: Екатерина Пановская aka egik

 


Интервью взято с портала «Promoteen.com», а конкретно отсюда.

Другие фото Теоны можно посмотреть вот здесь.

 

вернуться к рефлексии

 

 

 

 

© 2004 Голландия
E-mail: gollandia-spb@narod.ru